От поручений – к проектам

icon 07/11/2016
icon 09:15
Важная новость
От поручений – к проектам

Автор:

Алексей Дюмин хочет выстроить систему госуправления в регионе на принципиально другой методологической основе

На днях тульский губернатор своим распоряжением утвердил положение о Координационном совете по проектному управлению в органах исполнительной власти области. Даже самый беглый взгляд на документ позволяет сделать вывод о том, что Дюмин задумал в корне изменить устоявшую систему подготовки, принятия и реализации принимаемых решений.

Месяц назад на XV Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» председатель правительства РФ Дмитрий Медведев признал, что критика, которая раздаётся в адрес системы государственного управления за недостаточную гибкость, низкую эффективность, – абсолютно справедлива: государственная машина действительно неповоротлива и несёт в себе черты переходного периода:  сохраняет и часть советских управленческих механизмов, и какие-то черты, которые появились в 1990-е годы, и последующие новации. «Но надо прямо сказать, что её коэффициент полезного действия остаётся низким», - констатировал тогда глава федерального кабмина.

Так называемый «порученческий подход» признали неэффективным на самом верху. Как это работало, да и продолжает работать до сих пор: по итогам послания президента, заседания Госсовета, какого-либо совещания, поездки в регион оформляется перечень поручений со сроками и ответственными. По признанию всё того же Медведева всё на том же Сочинском форуме, мы с лёгкостью освоили эту систему большого количества поручений, по которым легко отчитываться и по которым легко раздавать или награды, или дисциплинарные взыскания.

Однако, этот механизм несистемен, исполнители поручений вынуждены работать в режиме «пожарной команды», бывает, что новое поручения фактически отменяет ранее данное, а ещё хуже, когда они начинают противоречить друг другу. И так – на всех «этажах» управления – федеральном, региональном, муниципальном.

С трёхлетними бюджетами в России началось внедрение программно-целевых методов планирования и управления, но это в большей степени касалось финансовой системы. Но и этот подход имеет свои изъяны. Любой сотрудник финансового органа – от федерального министерства до финотдела сельской администрации – знает, как порой освоение средств, выделяемых на год, завершается в начале лета, а бывает, что в конце ноября, а то и в середине декабря нужно бюджетные деньги куда-то срочно пристроить и отчитаться, а то…

Поэтому и предпринимаются сегодня попытки перейти к управлению по результатам, то есть к проектному подходу. То есть горизонты планирования расширяются уже до пяти-шести лет – взять, к примеру, дюминскую стратегию развития области до 2021 года.

В составе Координационного совета Тульской области (другое название – Проектный комитет с контрольными полномочиями) всего шесть человек, включая самого губернатора, четверых его замов (Юрия Андрианова – он же «премьер», экономистов Сергея Егорова и Вячеслава Федорищева и аппаратчицу-кадровичку Галину Якушкину) и только одного зампреда правительства – министра экономразвития Григория Лаврухина. Причём, Андрианов в совете рядовым членом, а Лаврухин – целым секретарём.

Можно предположить, что Тульскую область решили сделать пилотным регионом, по обкатке проектного метода управления, а помочь перспективному губернатору в этом деле должны, прежде всего, его молодые заместители, успевшие поработать в федеральных госструктурах, обрасти опытом, связями, нагулять, так сказать, аппаратный жирок.

Правда, есть в новом подходе и свои риски. Прежде всего, это отсутствие опыта в его реализации, а вместе с ним – и кадров. Нужно также иметь в виду, что невиданная доселе система госправления внедряется пока только в органах исполнительной власти, подотчётных губернатору и председателю правительства. Сюда не вошли федеральные структуры в Тульской области и органы местного самоуправления. Причём, и те, и другие, весьма уязвимы с точки зрения кадровых возможностей: у первых традиционно низкая зарплата, а вторые не могут удержать наиболее ценных сотрудников в глубинке.

То есть, попытка отстроить, построить и настроить проектную систему управления в отдельно взятом регионе, да ещё и на отдельно взятом уровне власти, столь же утопична, как, скажем, попытка построить к 1980 году коммунизм в отдельно взятой стране. Поэтому остаётся надеяться, что Тульская область в этом процессе пусть будет впереди России всей, но главное, чтоб не одинока…