IT-распил тульского здравоохранения

icon 06/06/2017
icon 12:44
Главная новость Важная новость
 IT-распил тульского здравоохранения

Автор:


От редакции:

Более года мы занимались данным материалом, в конечном счете, он был готов к зиме 2016 года. Зная, что в отношении фигурантов данной истории идет тщательная проверка самых серьезных органов, мы ждали того момента, когда будут возбуждены уголовные дела. И вот это случилось. Все нижеописанные события происходили в период работы на посту губернатора Владимира Груздева (2010-2013). Факт возбуждения уголовных дел и обыски в структурах правительства Тульской области многие связывают с линией Алексея Дюмина, направленной на борьбу с коррупцией. Напомним, ранее мы неоднократно сообщали, что глава региона не настроен принимать резких решений, но никогда до этого тульская элита не получала от прежних губернаторов столь явных сигналов о том, что в сфере борьбы с коррупцией не будет неприкасаемых.

С начала года своих постов лишились несколько глав районов и высокопоставленных чиновников «серого дома», в том числе Ольга Аванесян и Александр Душаков, обвиняемый в получении взятки в размере 1,8 млн рублей.


И было слово, и слово это было модернизация…

В апреле 2011 года тогда еще губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, спокойно восседающий на своем седьмом этаже, подписал Постановление «О программе модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2013 годы».

Постановление №250 датируется 1 апреля, днем смеха, если вам угодно днем дурака… В пору вспомнить выражение покорившее интернет-пространство: «Совпадение? Не думаю!»

Исполнять Постановление взялись Министерство здравоохранения Тульской области, министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, а также комитет Тульской области по информатизации и связи. На все три года было выделено 6 163 471 000 рублей. Большую часть средств – 4 505 008 000 рублей, обеспечил Федеральный фонд ОМС.

22 мая 2013 года Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области заключило государственный контракт на выполнение работ по разработке и внедрению в промышленную эксплуатацию региональной информационной системы в сфере здравоохранения Тульской области, так называемая РИСЗ. По контракту в качестве РИСЗ была осуществлена поставка медицинской информационной системы (МИС) «Инфоклиника».

Как нам удалось выяснить, всего министерство успело заключить три больших контракта так или иначе касающихся модернизации сферы здравоохранения региона:

  • государственный контракт от 15.10.2012 №2012.132544
  • государственный контракт от 22.05.2013 №2013-1
  • государственный контракт от 10.12.2013 №2013.218786

Вся эта информатизация здравоохранения была направлена на обработку статистической информации. В результате компьютеризации объем работы медиков с документами не уменьшился, как это планировалось, а наоборот - увеличился. Сегодня врач в любой из больниц региона больше занимается делопроизводством, нежели лечением людей. Не будем спорить, информатизация здравоохранения нужна, и именно она принесет пользу людям. Но чтобы это произошло, нужно еще многое сделать, прежде всего, не бросать целевые деньги на ветер.

История создания и приход «золотой» молодежи во власть

15 августа 2011 года, буквально сразу после появления в Тульской области, тогда еще врио губернатора Тульской области Владимир Сергеевич Груздев подписал Указ об образовании комитета региона по инновациям и информатизации, в конце 2014 года комитет благополучно был переименован в министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления. Среди прочих функций данного ведомства было обеспечение информационной безопасности и технической защиты информации. 

С 26 сентября 2011 года по 30 сентября 2014 года руководил данным ведомством Артур Контрабаев. Юноша, которому неоднократно приписывали покровительство самого господина Груздева, впоследствии Контрабаев возглавит InCity, владеет контрольным пакетом которого мать экс-губернатора Нелли Груздева. Артур Контрабаев с ярым энтузиазмом стал осваивать предоставленный бюджет.

Программист по образованию, молодой человек до работы в правительстве Тульской области успел попробовать свои силы в таких крупных компаниях как Panasonic, Microsoft и PC-Ware. На момент назначения IT-директором Тульской области ему было 26 лет.

Набрав такую же талантливую молодежь в министерство, Артура и Ко кинули в котел бюрократизма, где одним из приоритетов стала реализация программы модернизации сферы здравоохранения. Любой человек мало-мальски имеющий представление о том, как реализуются подобные проекты, наверняка начал бы с монтажа в учреждениях здравоохранения локальных сетей, затем приобрел программное обеспечение и только потом стал закупать для учреждения компьютеры, сразу устанавливая их и запуская в работу, но в Туле никогда не искали легких путей.

Юный министр начал с самого конца, то есть с закупки компьютеров, которые в последствие тысячным тиражом были вынуждены томиться на складах больниц по нескольку лет. Только после этого было куплено программное обеспечение.

И наконец, команда модернизаторов обнаружила, что устанавливать все это добро попросту некуда, так как в большинстве медучреждений не было локальных сетей. Все это закончилось вмешательством не менее известного министра груздевского правительства Ольги Аванесян, в результате которого проектирование локальных сетей произошло за счет медучреждений. К слову до сих пор в Тульской области остаются учреждения, где так и не перешли на новый уровень, а техника так и лежит на складах, но об этом чуть позже.

В сентябре 2014 года Артур Контарбаев покинул правительство Тульской области и ушел работать гендиректором в «Модный континент» семьи Владимира Груздева. Проработав там меньше года, молодой человек выпал из медиаполя и за его судьбой особо никто не следил. И райская жизнь бывшего министра так бы и оставалась в тайне, если бы не социальные сети.

Недолго думая, молодой человек уехал во Вьетнам и открыл там собственное кафе Jumanji Coffee & Games.

Он является владельцем и управляющим заведения. В октябре 2016 года Артур Контрабаев рассказал TAdviser, что кафе является для него скорее хобби, нежели бизнесом. Причины его открытия менеджер объяснил изданию тем, что изначально поехал во Вьетнам отдыхать, но в какой-то момент ему «просто надоело бездельничать». Похоже, к серым пасмурным российским будням Контрабаев не спешит возвращаться. Возвращаться в Россию Контрабаев не собирался и создал во вьетнамских кущах семью, в этом году у счастливой пары родился ребенок.

Мы считывали, считывали…

Пока бывший министр греется в лучах вьетнамского солнца, тульские медики ежедневно вспоминают его, говоря «спасибо» за закупку 3036 штрих-кодов, 1000 терминальных устройств и еще 1000 мониторов на сумму более 45 000 000 рублей. Когда появляется тот момент, что необходимо считывать штрих-код так  никто и не понял.

В частном разговоре один из тульских главврачей пояснил, что чисто теоретически, в лабораториях лечебных учреждений возможно использование технологии штрих-кодирования, но при этом потребность в считывателях составляет от силы 5 штук на учреждение. Таким образом, для этих красивых устройств была уготована судьба быть бесполезными украшениями столов в кабинетах врачей.

Добавим, что в документах закупки четко обозначено, что все эти чудеса технологий приобретались для оснащения учреждений здравоохранения Тульской области в 2013 году (!!!), но при этом закупка проводилась в октябре 2016 года. Т.е весь этот объем Министерство по информатизации планировало внедрить в наши «древние» больницы за 2 месяца до конца отчетного года? Как то не убедительно.

Миллионные контракты

Перейдем к тем крупным контрактам, которые непосредственно касались внедрения региональной информационной системы, самыми значимыми и крупными оказались три. Хотя, надо сказать, что Министерству Контрабаева можно поставить твердую «пятерку» за проведение госзакупок и реализацию бюджетных средств.

Контракт №1 – региональная информационная система

 

Итак, 21 марта 2013 года комитет Тульской области по инновациям и информатизации разместил на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке, внедрению в промышленную эксплуатацию и сопровождению региональной информационной системы в сфере здравоохранения Тульской области (начальная цена контракта тогда составляла 54 500 000 рублей). По результатам указанного открытого конкурса был заключен контракт на сумму 30 100 000 рублей с ООО «Смарт Дельта Системс».

Согласно техническому заданию, все работы, предусмотренные данным контрактом, должны были выполняться поэтапно в течение 36 календарных дней:

1 этап – разработка РИСЗ;

2 этап – опытная эксплуатация РИСЗ;

3 этап – промышленная эксплуатация РИСЗ.

Получателем выполненных услуг по контракту являлось ГУЗ ТО «Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр».

Согласно акту сдачи-приемки работ 1 этапа от июля 2013 года ООО «Смарт Дельта Системс» выполнило свои обязанности согласно контракту. На втором этапе (акт сдачи-приемки от 26.06.2013) ООО успело автоматизировать рабочие места в 81 учреждении здравоохранения региона.

Однако оказалось, что по следующим объектам автоматизации количество фактически автоматизированных рабочих мест отличается от установленного техническом задании: ГУЗ «Алексинский родильный дом», ГУЗ «Веневская центральная районная больница», ГУЗ «Воловская центральная районная больница», ГУЗ «Городская больница № 1 г. Тула», ГУЗ «Городская больница № 12 г. Тулы», ГУЗ «Городская больница № 13
г. Тула», ГУЗ «Городская больница № 3 г. Тулы», ГУЗ «Городская больница № 4 г. Тулы», ГУЗ «Городская больница № 6 г. Тулы», ГУЗ «Городская больница № 7 г. Тулы», ГУЗ «Городская больница № 9 г. Тулы», ГУЗ «Городская детская больница» г. Новомосковск, ГУЗ «Гремячевская участковая больница», ГУЗ «Детская городская больница № 3 г. Тулы», ГУЗ «Детская городская поликлиника № 1 г. Тулы», ГУЗ «Детская городская поликлиника № 2 г. Тулы», ГУЗ «Детская инфекционная больница № 2
г. Тулы», ГУЗ «Донская городская больница № 1», ГУЗ «Ефремовская районная больница», ГУЗ «Кимовская центральная районная больница», ГУЗ «Крапивенская лаборатория», ГУЗ «Куркинская центральная больница», ГУЗ «Тульская областная стоматологическая поликлиника», ГУЗ «Щекинская городская больница».

Кроме того, по некоторым позициям, указанным в акте в столбце «заявлено», количество АРМ не совпадает с данными, содержащимися в техническом задании, а именно:

п/п

Наименование учреждения здравоохранения Тульской области

Количество АРМ

установлено в техническом задании

указано в акте сдачи-приемки работ (столбец «заявлено»)

1

ГУЗ «Богородицкая центральная районная больница»

10

14

2

ГУЗ «Воловская центральная районная больница»

3

2

3

ГУЗ «Городская больница № 12 г. Тулы»

2

1

4

ГУЗ «Городская больница № 13 г. Тулы»

4

3

5

ГУЗ «Городская больница № 6 г. Тулы»

2

7

6

ГУЗ «Городская больница № 9 г. Тулы»

2

10

7

ГУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Тулы»

1

2

8

ГУЗ «Куркинская центральная районная больница»

3

2

По данным Контрольного комитета Тульской области, документы, подтверждающие выполнение работ по автоматизации рабочих мест в ГУЗ «Алексинская районная больница № 1 имени профессора В.Ф. Снегирева», ГУЗ «Городская больница № 1 г. Тулы», ГУЗ «Городская больница № 8 г. Тулы», предусмотренных 2 этапом исполнения государственного контракта, не представлены. По информации Министерства документы по указанным учреждениям были утеряны(!!!). Необъяснимо, но факт.

Кроме того оказалось, что исполнитель работ не смог предоставить подтверждение выполненных работ по автоматизации 201 рабочего места в ГУЗ «Городская больница №2 г.Тулы», а итоговый акт выполненных работ был подписан на месяц позже.

В связи с ненадлежащим исполнением ООО «Смарт Дельта Системс» обязанностей, установленных государственным контрактом № 2013-1, комитет Тульской области по инновациям и информатизации обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о взыскании с исполнителя штрафа и пени в размере 31 304 000,00 рублей. Не мало, да?

Но в ходе рассмотрения дела ООО «Смарт Дельта Системс» подало встречное исковое заявление о признании недействительным (в части) контракта и комитет под руководством Контрабаева почему-то пошел на уступки, снизив размер неустойки до 2 107 000 рублей. Получается, что Контрабаев за один день так легко снизил исковые требования в более чем 15 раз. В общем, было заключено мировое соглашение, по которому ни одна из сторон, видимо, не осталась в проигрыше. Было ли данное решение обоснованным и не принесло ли оно ущерба бюджету региона, отдельный вопрос.

Итак, что же за компания за реализацией такого масштабного на тот момент контракта, налогоплательщик должен знать, рассказываем. ООО «Смарт Дельта Системс» зарегистрирована в Москве в 2000 году с уставным капиталом в 150 000 рублей. Ее генеральным директором все эти годы был и является Алексей Черноусов, он же является и единственным учредителем.

«Смарт Дельта Системс» занимается разработкой, внедрением и сопровождением систем автоматизации управления для медицинских учреждений с 1999 г. Основными ее продуктами являются «Инфоклиника» - комплексное ПО для автоматизации медицины, «Инфодент» - для автоматизации стоматологии, «Инфоэстетика» - для косметологических клиник и салонов красоты. В рейтинге CNews крупнейших поставщиков медицинских информационных систем «Смарт Дельта Системс» занимает третье место по числу реализованных рабочих мест в 2010 г. (1700 рабочих мест). На 2011 г. аналитики прогнозировали рост числа внедрений продуктов компании на 30%.

«IBS активно участвовала в подготовке концепции информатизации здравоохранения – и ее идеологии, и архитектуры. Началось это еще при бывшем IT-директоре Минздрава Олеге Симакове. Теперь, вероятно, компания намерена участвовать и в ее реализации в качестве подрядчика», - предположил тогда в 2011 году глава другого крупного разработчика медицинских систем.

И не прогадал, сейчас компания является одним из лидеров данного рынка, активно продолжает участвовать в закупках, реализовывать госконтракты и оснащать регионы  новыми технологиями.

Последний контракт данной организации с Тульской областью был заключен в марте 2014 году и связан он был с оказанием услуг по сопровождению и поддержке единой медицинской информационной системы здравоохранения Тульской области – цена контракта 16 895 984 рубля.

Этому предшествовали еще два контракта:

Декабря 2013 – 21 950 000 рублей (Сопровождение и доработка программного обеспечения Региональной информационной системы в сфере здравоохранения Тульской области)

Май 2013 – 30 100 000 рублей (тот самый по выполнению работ по разработке, внедрению в промышленную эксплуатацию и сопровождению региональной информационной системы в сфере здравоохранения Тульской области)

Вся эта активная деятельность по освоению бюджетных средств вылилась в проверку, в прошлом году в одной из структур правительства региона решили проверить, как исполнены контракты трехлетней давности. Шутка ли, но замечание в итоговом отчете о сбоях в работе www.doctor71.ruкажется детским лепетом по сравнению с остальными фактами.

ГУЗ «Тульская областная больница № 2 им. Л.Н. Толстого»

При проверке ГУЗ «Тульская областная больница № 2 им. Л.Н. Толстого» оказалось, что не удается идентифицировать пациента посредствам УЭК, автоматический расчет стоимости пребывания пациента на стационарном лечении не продемонстрирован, впрочем как и вызов врача на дом через Интернет. Не увидела в подсистемах контрольная группа и таких функций как «Направление на исследование», «Обмен данными с оборудованием» и «Импорт/экспорт изображений» и т.д.

Главный врач объяснила причины, по которым не используются отдельные структурные части рассмотренной системы. Так вот, по словам Даильнева, нормативно не определен перечень модулей, подлежащих внедрению в учреждения, отсутствует необходимая нормативно-правовая база для промышленного использования (например, реализация электронного медицинского документооборота, учета медикаментов и т.д) отсутствует возможность промышленного внедрения отдельных функций системы до момента полной оцифровки бумажных носителей, отсутствует потребность в использовании отдельных модулей в связи с профилем больницы (например, вакцинация), отсутствует возможность промышленной реализации отдельных модулей со стороны контрагентов (например, отдельных федеральных органов, страховых компаний). Также в учреждении отсутствовала информация о готовности некоторых модулей в соответствии с требованиями Технического задания, возможности обучения и ввода в опытную эксплуатацию.

ГУЗ «Городская больница № 2 города Тулы им. Е.Г. Лазарева»

В данном учреждении также не используется ряд подсистем и модулей, ну просто потому, что там они не требуются.

«В учреждении отсутствует потребность в отдельных модулях системы в связи с профилем больницы (например, планирование операций), отдельные функции невозможно внедрить в промышленную эксплуатацию до момента полной оцифровки бумажных амбулаторных карт пациентов (например, планирование вакцинации). Кроме того, информация о готовности модулей для ввода в эксплуатацию до учреждения не доводилась», - поясняла главный врач заведения Томаева Контрольному комитету Тульской области.

Контракт №2 - поставка программно-аппаратных комплексов ViPNet и VipNet Terminal Live

7 сентября 2012 года комитет Тульской области по инновациям и информатизации разместил извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку программно-аппаратных комплексов ViPNet для нужд правительства Тульской области, цена контракта 63 494 706,08 рублей. По итогам конкурса договор на эту сумму был заключен с ООО «Интелком» 15 октября 2012.

Согласно техническому заданию, поставщик с момента заключения государственного контракта по 20 декабря 2012 должен был поставить следующий товар:

п/п

Наименование поставляемых товаров

Кол-во

(шт.)

1

Программно-аппаратный комплекс ViPNet Terminal

(в исполнении на USB-носителе)

10 204

2

Программно-аппаратный комплекс ViPNet Coordinator HW1000 (Криптошлюз)

35

3

Программно-аппаратный комплекс ViPNet Coordinator HW2000 (Криптошлюз)

9

4

Программно-аппаратный комплекс ViPNet Coordinator HW100С (Криптошлюз)

271

Товар должен был быть поставлен 137 получателям. Однако Министерство смогло представить акты сдачи-приемки товара и товарные накладные на поставку товара лишь 127 получателям.

Не нашлись первичные учетные документы по следующим объектам:

- ГУЗ «Тульский областной детский многопрофильный санаторий «Иншинка»;

- Филиал Туберкулезного профиля;

- ГУЗ «Алешинская амбулатория»;

- ГУЗ «Воловская центральная районная больница»;

- ГУЗ «Гремячевская участковая больница»;

- ГУЗ «Дубенская центральная районная больница»;

- ГУЗ «Крапивенская амбулатория»;

- ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Новомосковск»;

- ГУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина»;

- ГУЗ «Алексинский родильный дом»;

- ГУЗ ТО «Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр».

Следовательно, документально не подтверждена поставка программно-аппаратных комплексов ViPNet Terminal (на USB-носителе) в количестве 516 штук; программно-аппаратных комплексов ViPNet Coordinator HW1000 (Криптошлюз) в количестве 5 штук; программно-аппаратных комплексов ViPNet Coordinator HW2000 (Криптошлюз) в количестве 2 штук; программно-аппаратных комплексов ViPNet Coordinator HW100С (Криптошлюз) в количестве 13 штук.

Однако, эти услуги Министерство информатизации успело оплатить, и тому существует подтверждение – платежное поручение от 27 декабря 2012 года.

Контракт №3 - поставка программно-аппаратных комплексов VipNet Terminal Live

 

Несмотря на вышеописанные недостатки, в октябре 2013 года все тот же комитет Тульской области по инновациям под руководством Контрабаева снова объявляет аукцион на  право заключения контракта на поставку программно-аппаратных комплексов VipNet Terminal Live для учреждений здравоохранения Тульской области в 2013 году. На этот раз цена контракта была значительно скромнее, всего лишь 9 240 000 рублей, и  не сложно догадаться, что контракт был заключен все с тем же ООО «Интелком».

Тогда поставщик обязался поставить программно-аппаратные комплексы VipNet Terminal Live для учреждений здравоохранения Тульской области в 2013 году в соответствии с техническим заданием и спецификацией, являющимися неотъемлемой частью данного государственного контракта. «Интелком» должен был поставить Программно-аппаратный комплекс ViPNet Terminal Live  в количестве 2 100 штук.

Мы нашли компанию «Интелком», она оказалась своего рода тульским представительством ОАО «ИнфоТекс» - именно данная компания производит продукцию под торговой маркой VIPNet. К слову, именно «ИнфоТекс» выступал ответчиком в ФАС, когда один из участников аукциона на 63 млн рублей подал жалобу в ведомство.

Некое ООО «Гвард-Информ» пожаловалось в антимонопольную службу на действия комитета по инновациям и информатизации при размещении заказа и нарушение ряда федеральных законов. ФАС со своей стороны нарушений не выявила, но вот что на наш взгляд интересно, оказалось, что несвоевременно было размещено разъяснение положений документации об открытом аукционе. Как пояснил уполномоченный орган, это было связано с тем, что невозможно было получить вовремя информацию о поступивших запросах, так как именно в это время (в течение трех дней) специалисты ГАУ ТО «ЦИТ», тесно связанного с комитетом, проводили некие регламентные работы в служебных помещениях из-за чего систематически прерывался доступ к Интернету.

Все на склад

К сожалению, многое, что покупалось за счет добросовестных налогоплательщиков, до сих пор пылится в кладовых помещениях и не используется по назначению. Просто потому, что реализация масштабного проекта была отдана на откуп людям, слабо понимающим специфику работы информационных систем в сфере здравоохранения. Сложно поверить, но при осваивании таких бюджетов инвентаризация товарно-материальных ценностей была проведена только спустя три года.

По итогу проверки Контрольного комитета Тульской области документально удается подтвердить разработку, внедрение в промышленную эксплуатацию и сопровождение региональной информационной системы в сфере здравоохранения только на 78 из 82 объектов автоматизации, что лишь частично соответствует условиям контракта.

Но при всей «частичности», почти на каждом объекте есть свои недочеты, где-то Министерство информатизации не может документально подтвердить выполнение работ по автоматизации 233 рабочих мест, а где-то 795 штук ViPNetTerminal на сумму 3 498 000 рублей и 15 штук ViPNetCoordinatorHW 100C на сумму 664 297, 02 рублей спокойненько лежат на складах и не эксплуатируются. В ГУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Д.Я. Ваныкина»  бесследно пропали 70 штук ViPNetTerminal на сумму 308 000 рублей.

В ГУЗ «Заокская центральная районная больница» документально не подтверждена поставка 516 программно-аппаратных комплексовViPNetTerminal (в исполнении на USB-носителе), 5 программно-аппаратных комплексов ViPNetCoordinator HW1000 (Криптошлюз), 2 программно-аппаратных комплексовViPNetCoordinator HW2000 (Криптошлюз), 13 программно-аппаратных комплексовViPNetCoordinator HW100С (Криптошлюз), предусмотренных условиями госконтракта.

Нижеследующее оборудование находится на складе учреждения, а также у материально-ответственных лиц и не эксплуатируется:

-ViPNetTerminal - 21 шт. (на сумму 92 400 рублей);

- ViPNetCoordinatorHW 100C - 1 шт. (на сумму 44 286,48 рублей).

Согласно пояснениям главного врача ГУЗ «Заокская центральная районная больница» ViPNetCoordinatorHW 100C не используется в связи с тем, что здание инфекционного отделения не подключено к системе МИС «Инфоклиника».

Ну и в заключение, факт поставки товара подтвержден соответствующими товарными накладными в отношении 127 из 137 получателей, а где же еще 10? Документы потерялись или их не было в природе? Чтобы там ни было, но министерство по информатизации не смогло подтвердить Контрольному комитету поставку товара 10 получателям: ГУЗ «Тульский областной детский многопрофильный санаторий «Иншинка». Филиал Туберкулезного профиля; ГУЗ «Алешинская амбулатория»; ГУЗ «Воловская центральная районная больница»; ГУЗ «Гремячевская участковая больница»; ГУЗ «Дубенская центральная районная больница»; ГУЗ «Крапивенская амбулатория»; ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Новомосковск»; ГУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина»; ГУЗ «Алексинский родильный дом»; ГУЗ ТО «Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр».

Чемодан без ручки:  и нести тяжело, и выбросить жалко

Проблем в здравоохранении на сегодняшний день предостаточно, не обойтись без поиска новых путей их решения. Сейчас погоня  за цифрами любой ценой почему-то встала на первое место, так получилось и с программой модернизации здравоохранения. В стремлении перейти на новый качественный уровень все произошло по старинке, деньги отдали на банальное освоение, а технику закинули на склад. Может быть, потому что во многих заведениях до сих пор не понимают, что с ней делать? Или реализация собственных амбиций все-таки важнее для современного чиновника, нежели собственные обязанности?

По словам некоторых руководителей учреждений здравоохранения, медицинская информационная система «Инфоклиника» внедрялась куда ни попадя, и даже туда, где успешно функционировали системы собственной разработки. Однако, многие врачи не раз замечали такой серьезный недостаток «Инфоклиники», как отсутствие технологии формирования реестров по ОМС для отгрузки в страховые компании и получения финансирования. Но, несмотря на существенные проблемы в работе медицинской информационной системы Министерство здравоохранения требовало обязательного ввода в систему «Инфоклинику». Так как у данной системы отсутствовала возможность автоматизации основных бизнес-процессов, сотрудникам учреждений приходится заниматься двойным вводом информации  - мартышкин труд, не иначе. Но, тогда министру здравоохранения Ольге Аванесян перечить было нельзя – все приходилось выполнять, несмотря на всю курьезность ситуации.

Кроме того, ввиду отсутствия в МИС «Инфоклиника» возможности формирования реестров ОМС, лечебные учреждения вынуждены оплачивать из бюджетных средств лицензии на приобретение программного обеспечения, с помощью которого осуществляется ввод информации о пролеченных пациентах и формируется реестр ОМС. Проблемы с использованием МИС на анонимных условиях подтвердили сразу несколько главных врачей тульских клиник. Спустя столько время, спустив столько денег, «Инфоклиника» живет своей жизнью, а больницы своей.

Вот такая она автоматизация больниц по-тульски: сначала надо заплатить десятки миллионов бюджетных рублей за программу, которая не обеспечена всеми необходимыми техническими характеристиками, а потом еще раз заплатить за программу, с которой можно комфортно работать.

Несмотря на то, что по всей России на информатизацию за эти годы потратили колоссальное количество бюджетных средств, результаты можно назвать более чем скромными. Может быть, дело в том, что в большинстве регионов данная программа реализовывалась неуклюже и как всегда для «галочки» и хорошего отчета в федеральном центре. Или, как можно предположить из возбужденного уголовного дела, главным управлением следственного комитета СК РФ по фактам нарушений, выявленных в ходе выполнения Программы информатизации здравоохранения области в период с 2010 по 2012 годы для личного обогащения.

Не будем забывать, как во время визита министра здравоохранения России Вероники Скворцовой, экс-министра здравоохранения региона Ольгу Аванесян обвинили в «приписках» и «обмане страны и ее руководства». Скорая отставка не заставила себя ждать, после этого в дело вступили следственные органы, сегодня в ее доме прошли обыски. К данной истории она имеет непосредственное отношение. Все документы  подписывала именно она, именно поэтому, она должна была знать о проблемах с программой информатизации и сигнализировать об этом. С обысками следователи пришли в ГАУ ТО «ЦИТ» легендарное детище Артура Контрабаева, ГУЗ ТО «Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр» и в само министерство по информатизации.

6 июня следственные органы официально объявили о возбуждении уголовного дела в отношении Артура Контрабаева по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

«По версии следствия, в 2013году указанные лица превысили должностные полномочия при выполнении «Программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2013 годы», допустив необоснованное расходование бюджетных средств в размере не менее 13 млн рублей», - говорится в сообщении СУ СК РФ по Тульской области.

Кто конкретно теперь понесет ответственность за такую разгильдяйскую реализацию госпрограммы до конца не понятно. Как говорится, главное во время уехать во Вьетнам!

Справедливости ради надо добавить, что власти Вьетнама могут экстрадировать Артура Контрабаева в Россию – это определено Договором «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам» заключенным в 1998 году между Российской Федерацией и социалистической Республикой Вьетнам. Отметим, что подписание данного договора между странами не обязывает ни одну из сторон к определенным действиям, а лишь дает такое право. Но, пока это лишь предположения, ведь бывший министр со своей семьей мог уже покинуть Вьетнам и переехать, скажем, на Бали, США, в Великобританию, Венесуэлу, Белоруссию, Украину, Китай, Швецию, Израиль, Японию, Польшу и другие – то есть те страны, которые до сих пор не подписали с Россией договор об экстрадиции.


О том, что правоохранительные органы работали по этому делу еще до отставки Груздева, знали многие, уверены, что знал и новый губернатор Алексей Дюмин, который в отличии от предшественника не делает резких решений. Сначала в ситуации разобрались с привлечением высших экспертов в этой отрасли – министра здравоохранения РФ. После этого тульского министра мгновенно уволили, а к тому времени правоохранители были готовы уже и возбуждать уголовные дела.

С учётом предыдущего места работы, инициативой Алексея Дюмина было то, что уголовное дело возбуждено ГСУ СК РФ.

Председатель Коллеги адвокатов г.Тулы Валерий Соколов считает что: …это логическое завершение длительной доследственной проверки, которая продолжается около 1,5 лет.

«Я думаю, что Ольга Аванесян будет привлечена к уголовной ответственности, возможно, добавятся другие эпизоды», – считает юрист.

Действительно 1,5 года значительный срок и те, кто знаком с делом, говорят об огромном количестве собранных документов и та часть, что мы привели в этом расследовании из открытых источников – только верхушка айсберга.

Интрига расследования сейчас лишь в том, сами ли придумали Артур Контрабаев, Ольга Аванесян и другие исполнители данную схему, или удастся доказать,  кто ими руководил.


 

Автор: Анастасия Жукова