Сгорел очередной исторический дом-памятник: трагедия для тульской культуры

icon 09/07/2018
icon 16:46
Важная новость
Сгорел очередной исторический дом-памятник: трагедия для тульской культуры

Автор: Фото: "Культурный патруль в Туле", МЧС, архив

Фото:

Ночью на воскресенье, 8 июля, на пересечении улиц Свободы и Пушкинская сгорело деревянное здание. По данным пресс-службы МЧС, это всего лишь нежилой дом, один из многих, пострадавший то ли от несчастного случая, то ли от невнимательности его случайных обитателей. Немногие знают, что пострадавшее здание – культурный объект регионального значения, теперь уже бывший «Жилой дом с флигелем Н. П. Страхова». Усадьба была построена во второй четверти XIX – первой четверти XX века.

Сообщение о возгорании дома поступило в «Единую службу спасения» в 00:13. На место происшествия выехали 18 пожарных, и через 5 минут начали тушить огонь, как сообщал очевидец, высотой под 10 метров. Чтобы пробраться на второй этаж, пришлось использовать автолестницу.  Открытое горение сотрудники МЧС устранили уже к 00:40, по данным регионального МЧС. Дом спасти не удалось: в нем сгорела и обрушилась кровля по всей площади, выгорели комнаты второго этажа и лестничные марши. От объекта культурного наследия остались только обгоревшие стены.

«Жилой дом с флигелем» на улице Свободы, 12а, лишился флигеля еще раньше. Двухэтажный прямоугольный в плане дом, с кирпичным первым и деревянным вторым этажом, без выраженного архитектурного стиля, вытянутый внутрь двора, главным фасадом на три оконных оси выходит на красную линию улицы Свободы (бывшей Ново-Дворянской, позднее Малой Дворянской), активно участвуя в формировании рядовой застройки уличного фронта. Флигель двухэтажный, с кирпичным первым и деревянным вторым этажом, без выраженного архитектурного стиля. Углы деревянного объема оформлены широкими пилястрами. Флигель построен в 1861 году. В течение ХХ столетия использовался под жилье, содержался, по сведениям ГУ ГАТО, Советским ПЖРТ, ненадлежащим образом, ремонтные работы не проводились. Обветшавшее здание в середине 90-х расселили по непригодности к проживанию. К концу 90-х годов оно находилось в неудовлетворительном техническом состоянии. По данным ГУ ТО «Областное БТИ» строение под литерой А снесли 4 декабря 2002 года: было зафиксировано отсутствие какого бы то ни было сооружения, а на участке высилась груда мусора, заросшая сорным кустарником и травой. Эксперты зафиксировали факт полной утраты объекта культурного наследия.

В конце XIX века купец Николай Петрович Страхов был успешным тульским торговцем. Российский искусствовед и историк моды Ольга Хорошилова пишет в своей книге «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III»:

«В Туле нижним бельем – женским, детским и мужским – успешно торговал купец Николай Страхов. Впрочем, этот упитанный ловкач, настоящий тульский монополист, предлагал и все остальное – от одежды до игрушек – «по умеренным ценам».»

В XX веке его усадьба попала в распоряжение прокуратуры Советского района. Она была образована, когда Советский район выделили из Привокзального – в 1977 году. Так, самая молодая прокуратура города поселилась на первом этаже дома 35/12 на Пушкинской улице и находилась в нем вплоть до конца 90-х годов XX века. По данным сайта региональной прокуратуры, после здание перестало быть удобным для работы:

«Со временем нахождение прокуратуры Советского района в д. 35/12 на ул. Пушкинской, в том числе с поправкой на возраст данного здания, стало невозможно. Оно не позволяло полноценно и качественно исполнять возложенные на сотрудников прокуратуры обязанности. Увеличивалось население, усложнялись поставленные задачи. Коллективу требовалось другое помещение, более просторное, где можно было разместить в комфортных условиях и личный состав прокуратуры, и накопленный за годы работы архив. И такое помещение было выделено. Располагалось оно на Красноармейском проспекте в доме №5.»

В 1991 году дом поставили на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения (номер в реестре - 711711304330005). Его расселили только в 2014 году. Достаточно долго дом находился в плачевном состоянии: пустые оконные и дверные проемы, внутри – горы мусора. Консервировать или реставрировать объект никто не собирался.

В 2016 году администрация Тулы приняла решение передать усадьбу в собственность. Её получила тульская строительная организация ООО «Рентал-Ф», 18 мая 2017 года выиграв на аукционе на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ». 14 июля 2017 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области зарегистрировала переход права собственности на дом.

Компания «Рентал-Ф» занимается жилым комплексом «Тауэр» на улице Свободы и «Ярсити» в Ярославле, а о тульском объекте культурного наследия она благополучно забыла. В 2017 году группа тульских активистов жаловалась на состояние памятника властям, но смогли добиться только того, что окна и двери заколотили досками и листами фанеры. При этом федеральное законодательство запрещает снос памятника. «Тульские новости» также публиковали статьи об ужасающем состоянии памятника. Так, 5 октября 2017 года в материале ««Где Робин Гуды? Где мужики с душой Христа?»: в соцсетях обсуждают судьбу дома купца Страхова» мы собрали высказывания неравнодушных туляков об усадьбе. Так, тульский краевед Константин Струков рассказал:

- Ещё чуть больше года назад, сразу после отселения жильцов, дом был в пригодном для эксплуатации состоянии. Зайти в него было не противно. Старинные окна все были целы. Силами сотрудников инспекции по государственной охране ОКН весной прошлого года в доме был проведён субботник. После чего я лично неоднократно обращал внимание начальника инспекции на то, что неохраняемый и неиспользуемый объект культурного наследия быстро превратится в помойку. Как мне сказали в инспекции, объект был приватизирован, но от этого его состояние не улучшилась. Вот так выглядит в действительности государственная охрана ОКН в Туле.

Другой тульский краевед, Сергей Демидов, предвидел надвигающуюся трагедию. Он отметил, что домом упорно не хотят заниматься ни власти Тулы, ни органы охраны объектов культурного наследия, ни его владельцы:

- Этому дому не везет катастрофически. Очень похоже на то, что от него определенно хотят избавиться. Если уж снести его нельзя, то можно сделать также, что он развалится от пренебрежения, а то и вовсе сгорит. При таком раскладе ведь никто ничего не докажет, а владелец участка получит полное право построить там, то, что он захочет. Как иначе можно объяснить то, что владелец молча наблюдает, как в доме живут и гадят бомжи. Разве кто-то позволит, чтобы в его доме жили бомжи?

Сегодня Сергей Демидов, потрясенный случившимся, написал на своей странице в соцсети:

- К глубочайшему сожалению, то, что произошло, должно было произойти Все шло к этому. Нет никаких сомнений, что это не случайный пожар. Это - поджог. Но дом давно был «приговорен». И никто не хотел обращать на него внимание. За то действие, и доведение до разрушения на владельца здания давно можно было бы подать в суд и конфисковать у него ОКН. (как с усадьбой Фон Мекк) Инспекция по охране даже за три с лишним года разрешения памятника не сделала владельца даже ни одного предупреждения. Это - пособничество в разрушении памятника.

В проекте «Губернский город Тула» краевед рассказывал, что жителям города необходимы объекты, рассказывающие об особенностях жизни иных групп населения. По его словам, людей бы заинтересовала история доходных домов:

- Сложившееся у большинства представление о доходном доме с комнатами-пеналами на основе произведений Ф.М. Достоевского нуждается в явной корректировке. В отличие от произведений Ф. Достоевского, где речь идет о дешевых комнатах для народа, мы имеем возможность говорить о комнатах и квартирах, снимавшихся чиновниками, служащими, офицерами и т.д. Таких домов в нашем районе было немало. Возникает возможность создания Музея городского быта, где на основе показа обстановки квартир различных групп населения и мог бы быть раскрыт тульский городской быт в своих различных особенностях и деталях. Здесь также могла бы быть реконструирована обстановка двора большого дома. Вопрос о размещении этого музея в настоящее время остается крайне сложным. Имеющееся предложение о размещении этого музея в доме № 37 по ул. Пушкинской (на углу с ул. Свободы), известного как дом Страхова, может быть реализовано только лишь после решения его судьбы. В настоящее время жильцы из него отселены, и дом стоит пустым и заколоченным. В то же время значительные площади этого дома допускают наличие наряду с музейным использование части его помещений для других, скажем, культурно–образовательных целей (например, учреждения доп. образования). В настоящее время дом находится под угрозой сноса. Он представляет собой весьма интересный образец местной архитектуры второй половины XIX века и должен быть сохранен и использован.

После пожара в основном здании усадьбы активисты тульского «Культурного патруля» забили тревогу. Это всероссийский молодежный волонтерский проект, основная миссия которого – сохранение памятников истории и культуры родного города, контроль их состояния и проведение акций для привлечения внимания общества, бизнеса и власти к сохранению объектов культурно-исторического наследия. На своей странице в социальной сети, после отчаянного восклицания «Историческому и культурному наследию нашего города нанесён тяжкий урон!» они рассказали, что дом, памятник архитектуры и истории XIX века, включён в мониторинг организации. В письме к администрации города «Культурный патруль» просил внести его в перечень объектов, нуждающихся во внимании.

Собственника жилья, судя по всему, история усадьбы и сохранение культурного наследия для потомков абсолютно не интересует. Ситуацию как нельзя лучше характеризуют слова волонтеров «Культурного патруля»:

- Сегодня мы имеем трагический для регионального наследия результат: полностью прогоревшая и обрушившаяся кровля, выгоревшее изнутри здание с частично сохранившимся фасадом. Вызывает сомнения возможность восстановления здания после пожара.

К сожалению, дом купца Страхова – далеко не первый объект культурного наследия, который не дойдет до потомков. Не так давно, 8 января 2017 года, полностью сгорел жилой дом №3 на Бухоновском переулке, построенный в XVIII—XIX веках – дом диакона Крестовоздвиженской церкви А. Д. Успенского. Причиной пожара в старом доме вполне могла стать закоротившая проводка или сломанные электрообогреватели. К счастью, никто не пострадал. Кроме дома, разумеется: от него остались лишь закопченные стены и обгоревшие деревяшки.

Также, совсем недавно – 13 ноября 2017 года – на улице Свободы горел дом №52 – объект культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1918 году находился Военно-революционный комитет Тульского совета рабочих и солдатских депутатов» («Дом губернатора»). Запущенный одноэтажный деревянный дом с каменным подвалом и прямоугольным в плане срубом был возведен в типичных композиционных приемах городской деревянной постройки конца XIX – начала XX веков.

12 мая 2017 года на улице Металлистов загорелся жилой дом, расселенный только по бумагам. Его построили в первой половине XIX века и также взяли под государственную охрану – как памятник истории и культуры федерального значения. На этой же улице, одной из старейших в Туле, 22 декабря 2015 года, горело историческое здание XIX века, дом №5 – выгорел весь первый этаж и обрушилась часть стены дома по улице Металлистов, 25. А в этом году, 23 апреля, на Металлистов вспыхнул второй этаж дома №14. Он представляет собой усадьбу, принадлежавшую купцам 3 гильдии Петру и Ивану Мельниковым. Здания построены ориентировочно в первой четверти XIX века. Жилой двухэтажный дом соединен с одноэтажной постройкой, предназначенной для торговых целей.

Остается только надеяться, что в материалах МЧС больше не будут фигурировать объекты культурного наследия. Что разрушенные и заброшенные памятники культуры станут хоть кому-то интересны. А иначе никакого культурного наследия не останется.