Цену на спиртосодержащую продукцию прировняют к водке: улучшит ли это ситуацию?

icon 11/12/2018
icon 18:42
Важная новость
Цену на спиртосодержащую продукцию прировняют к водке: улучшит ли это ситуацию?

Автор: Фото: itd3.mycdn.me/image?id=850356127942&t=20&plc=WEB&tkn=*nWv0APWOJ6lXmhrPvSl6lWiqWlM

Фото: itd3.mycdn.me/image?id=850356127942&t=20&plc=WEB&tkn=*nWv0APWOJ6lXmhrPvSl6lWiqWlM

Премьер-министр России, Дмитрий Медведев, подписал постановление «Об ограничении условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции».

Как пишет «RT» со ссылкой на сайт правительства, документ запрещает продавать непищевые настойки с содержанием этилового спирта выше 28% объема по цене ниже минимальной для алкогольных товаров. Напомним, с 20 августа 2018 года для водки, ликёро-водочных и других алкогольных продуктов крепостью более 28% на 0,5 л в России вступил в силу указ о единой цене в 205 рублей. А министерство финансов установило, что заводы-изготовители не имеют права продавать водку любого вида дешевле 173 рублей, оптовики —178 рублей за бутылку в 0,5 л.

Поправки в закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя и табака внесло федеральное министерство промышленности и торговли. Отметим, что запрет не распространяется на стеклоомывающие жидкости, нежидкую непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевую спиртосодержащую продукцию, упаковка которой исключает её пероральное употребление.

Во время совещания с вице-премьерами Дмитрий Медведев так прокомментировал постановление:

- Мы помним, сколько с этим было связано проблем, какое количество отравлений... Надеюсь, это поможет также снизить число отравлений подобного рода спиртосодержащими жидкостями. [Нововведение] выбивает экономическую основу из подобного рода торговли или деятельности.

А проблем и отравлений было достаточно. Последний «взрыв» отправлений –в конце 2016 года, когда от отравления настойкой боярышника пострадали 123 человека и погибли 74. Инциндент серьезно всколыхнул ведомства и правительтсвенные структуры. После него продавать спиртосодержащие непищевые жидкости в розницу временно запретили – до принятия более действенных мер. И это оказалось эфективным: как писала «Медуза», во время действия ограничения смертность от спиртосодержащих жидкостей снизилась на 20%. Однако позже по какой-то причине запрет на продажу сняли.

Также напомним, что после массового отравления в Иркутске вице-премьер Александр Хлопонин поручил проработать методы защиты населения от суррогатов. Минздрав РФ предложил либо ограничить объем тары настоек, либо запретить продажу более двух флаконов в одни руки. В сентябре 2017 года вступил в силу приказ ведомства, согласно которому лекарства, содержащие спирт, можно продавать без ограничений в количестве. От инициативы продавать настойки только по два флакона в одни руки отказались, поскольку спиртосодержащие препараты и так не пользовались популярностью: за год продажи упали на 12%.

Всего по России наметилась тенденция к снижению количества алкоголиков. В апреле Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России сообщал, что за последние пять лет количество пациентов с диагнозом «алкоголизм» снизилось на 22% – с 1,9 млн человек в 2012 году до 1,5 млн в 2017.

Однако, как сообщает региональное управление Роспотребнадзора, в 2017 году в России показатель острых отравлений от спиртосодержащей продукции составил 32 на 100 тысяч населения, показатель отравлений с летальным исходом – 8,2 на 100 тысяч населения.

В Тульской области ситуация также улучшилась.

Как сообщало региональное управление Роспотребнадзора 27 ноября 2018 года, снижение отравлений алкогольной и спиртосодержащей продукцией в этом году по сравнению с аналогичным периодом 2017 года составило 9,2%. Количество отравлений с летальным исходом снизилось на 6,1%. Самые частые причины отравлений – токсическое действие этилового спирта, этанола из-за употребления смертельной дозы алкоголя.

В 2017 году в Тульской области было зарегистрировано 678 случаев отравлений спиртосодержащей продукцией (45,2 на 100 тысяч населения), что на 1,34 % ниже показателей 2016 года. Из них 315 случаев со смертельным исходом (21 на 100 тысяч населения), что на 10,25 % ниже показателей 2016 года. При этом среди людей, отравившихся алкоголем, – 84,2 % мужчин.

За 6 месяцев 2018 года в Тульской области было зафиксировано 348 алкогольных отравлений (за 6 месяцев 2017 года – 375 случаев), темп снижения – 6,8 %. Число отравлений спиртосодержащей продукцией с летальным исходом - 175 человек (за 6 месяцев 2017 года – 188), темп снижения – 6,4 %.

Уровень смертности от отравления спиртсодержащей продукцией – 50,3 %. При этом в 2017 году в Тульской области зарегистрировали 15 случаев отравлений алкоголем среди детей до 14 лет, за 6 месяцев 2018 года – 5 случаев, все пострадавшие живы.

И здесь среди отравлений спиртосодержащей продукцией наибольшую долю составляет этиловый спирт – 316 случаев (90,8%), далее – отравления метанолом (12 случаев или 3,4 %) и суррогатами алкоголя (8 случаев или 2,3%).

Как видим, ситуация понемногу улучшается. Но намного ли ее улучшит нововведение правительства?

Мы попросили прокомментировать постановление руководителя областной общественной организации «Тульское общество потребителей», Анатолия Степанищева, и задали ему несколько вопросов.

- Как вы считаете, снизит ли нововведение количество алкогольных отравлений в регионе?

- Я считаю, это разумное решение. Любое ограничение, пусть даже на каком-то начальном этапе может быть плохо прогнозируемо по последствиям, по эффекту, на который правительство рассчитывает, люди, которые болеют за эту страну. В любом случае, это лучше чем вообще ничего не сделать. Это мое личное мнение как взрослого человека, абсолютно не пьющего. Я думаю, что ограничения нужны, это не плохо, это правильно. Забегая вперед, скажу, что если это будет утверждено и эксперимент не оправдается – ну отменят и всё, ничего страшного в этом нет.

- То есть вы считаете, что ограничение только по цене – это действенная мера?

- Нет, ну что вы. Это одна из мер, понимаете. Если бы вы меня спросили, что необходимо сделать – ну я бы откомандировал кого-нибудь в Саудовскую Аравию. Там русский турист, если выпил, даже носа не покажет на улицу. (В Саудовской Аравии за пьянство как преступление против нравственности и общественного порядка как правило присуждают публичные удары плетьми, количество – по усмотрению судьи. – прим. ред.) И это правильно. Страна в опасности с точки зрения дурного воздействия на организм. На печень, на всё прочее. Люди пьют очень плохую продукцию. Поэтому, естественно, должен быть комплекс мер, а это – одна из мер, но не более того.

Отвечая на вопрос, Анатолий Степанищев также напомнил об инициативах Султана Хамзаева, инициатора создания федерального проекта «Трезвая Россия». В частности, среди его инициатив – размещение устрашающих надписей о вреде чрезмерного употребления алкоголя на бутылках, «Закон 21», запрещающий продажу алкоголя лицам моложе 21 года, размещение стендов с алкоголем в магазинах вдали от остальных товаров и касс и не более чем на 15% от общего объема товара, и многое другое. Большинство этих инициатив поддерживает правительство страны и регионов.

- А как вы считаете, не повлечет ли повышение цен на спиртосодержащую продукцию и алкоголь развитие продажи нелегальной подпольной продукции?

- В частности, государству необходимо сделать что-то такое, чтобы полиция в лице участковых начала работать на интересы государства. Элементарно, на каждой улице. Вот я живу в Ясной Поляне, я знаю, кто варил самогон еще 10 лет назад, но, поверьте, об этом знает и участковый. Как только по каким-то причинам в тень уходит производство тяжёлых напитков – а это самогон, и купить его можно в любое время суток – необходимо, чтобы участковые это на корню пресекали. В уголовное законодательство должны быть внесены поправки с точки зрения ужесточения наказания по отношению к этим гражданам. Вот и всё. Понимаете, когда все меры исчерпаны, когда сознание человека ниже плинтуса, а стяжательство и прибыль во главе его сознания, точнее некоторых граждан, в частности тех, кто варит самогон и потом продает его молодым людям, которые, напившись, свершают преступления – этих людей просто наказывать, другого не дано. Человек так устроен. Он либо пряник принимает, слушает и говорит: «Да, больше не буду», и действительно следует своим обещаниям, либо ему нужно жесткое наказание. Так что я считаю, даже если и будет такая проблема, и производство спиртного уйдет в квартиры, надо, чтобы участковые их наказывали.

Так, количество алкогольных отравлений в целом по России и в частности по региону снижается, равно как и смертность. Но несмотря на это пока что ситуация оставляет желать лучшего. Улучшат ли ее нововведения правительства или общественные инициативы – покажет время.