Сергей Ющенко: Сбербанк видит себя как технологическая компания, которая строит экосистему

icon 01/07/2019
icon 10:00
Важная новость
Фото: Артем Редин

12 апреля 2019 года Тульское отделение Сбербанка возглавил Сергей Ющенко. За два с половиной месяца Сергей Васильевич освоился на новом месте. В плотном рабочем графике, расписанном на недели, а то и месяцы вперед, среди встреч, командировок и переговоров он нашел время, чтобы встретиться с ИА «Тульские новости» и рассказать о первом полученном стрессе, самой ценной вещи, которую может увезти с собой руководитель, основных задачах банкира и новых сервиса Сбербанка.

"Прошел путь от рядового специалиста до заместителя управляющего банка"

- Сергей Васильевич, в Тульской области Вы человек новый, расскажите о себе.

- Родом я из Украины. Родители после окончания своих институтов переехали из Украины в город Брянск по распределению. В первый класс я уже пошел в Брянске, а после окончания школы поступил в Рязанскую государственную радиотехническую академию. Через пять лет закончил академию и получил специальность радиоинженер-конструктор-технолог.

Это был 1996 год, с работой было тяжело и пришлось устроиться на работу не по специальности, а в 1997 году я впервые пришел на работу в Сбербанк, где работаю на протяжении 22 лет.

Прошел путь от рядового специалиста бухгалтерии, руководителя финансовой службы, кредитного подразделения до заместителя управляющего отделением. Начало карьеры, становление в должности - все это было в Брянске, а шесть лет назад мне предложили возглавить Тверское отделение Сбербанка.  Мы с семьей переехали в город Тверь.

Менять место, где ты прожил большую часть жизни, где много знакомых, коллег, с которыми много лет работаешь бок о бок, всегда трудно.

Не очень люблю переезды. Для меня это, с одной стороны стресс, а с другой стороны, это дополнительные возможности для саморазвития.

Новый город, новый коллектив, новая обстановка и регион - это волнующе, перед тобой открываются новые горизонты и перспективы. Мозг начинает работать по-новому.  

По современным стандартам Сбербанка после пяти лет работы производится ротация руководителей, и в этом году мне предложили возглавить Тульское отделение.

- На какие основные события Вы можете разбить свой путь в банковской системе?

- Самое первое и наиболее важное событие в жизни каждого человека, это когда выпускник ВУЗа приходит устраиваться на работу. Он попадает в рабочий коллектив и график его жизни меняется со свободного, на четко установленный рабочий 8-часовой с очерченным кругом обязанностей.

Для меня было стрессом, когда, придя на работу понял, что большая часть жизни теперь будет проходить здесь. И, скажу честно, то, что я делал мне не очень нравилось.

Работа в бухгалтерии 22 года назад в Сбербанке была, в основном, бумажная и очень трудоемкая. Но, спустя месяц,  получилось выполнять свой функционал гораздо быстрее, удалось скорректировать ряд вещей в рабочем процессе и справляться с работой в три раза быстрее.

В этот момент стало ясно, что я могу сам влиять на свою жизнь, могу сделать ее проще и интереснее.  Понял, что даже в самой трудной работе можно найти не просто удовольствие, а повышать свое профессиональное мастерство и находить нестандартные решения. Как часто в жизни бывает, если ты что-то делаешь лучше, быстрее, тебя замечают и дают новую работу.

Таким образом, твоя жизнь становится еще интереснее.  Это такой замкнутый круг саморазвития. И в этом смысле мне повезло, потому что Сбербанк - это организация, которая дает возможность развиваться. Это масса разнообразных вопросов, огромное количество клиентов, большое количество изменений и направлений, где можно проявить себя.

Мне очень повезло с наставниками, я попал в коллектив, где люди искренне болели за дело. Большую роль в моем становлении сыграли мои непосредственные руководители, глядя на которых и развиваясь рядом с которыми, ты понимаешь, как надо работать, как выстраивать отношения, как важен командный дух. Такие люди одарены врожденным талантом руководителя. 

 «Самая ценная вещь, которую руководитель может с собой увезти, это добрые слова своих сотрудников и партнеров»

- С какими трудностями пришлось столкнуться и как преодолевали их?

- Человек время от времени сталкивается с трудностями и иногда бывает момент, когда желание все бросить и заняться другим видом деятельности становится сильнее. Спустя пару дней приводишь мысли в порядок и думаешь, какая же ерунда лезла в голову (смеется, прим. редактора).

В работе трудности бывают разные, начиная от технических до трудностей, связанных с межличностными отношениями в коллективе.

Чем выше руководитель, тем от большего количества людей зависит его результат.

Пожалуй, самое трудное -  это настроить коллектив, чтобы он показал такой результат, на который каждый в отдельности не способен. Если коллектив сильный, команда проверенная, то даже самые амбициозные и, казалось бы, невыполнимые задачи, решаются на удивление легко и просто.

Команда сама начинает собираться, происходит определенная химия и люди сами начинают рождать и показывать такие результаты, которых ты не видел в начале пути и которыми остается только восхищаться.

Для меня это и есть самый большой успех руководителя.

Счастье руководителя, если так можно сказать, когда такие вещи получаются.

- Сергей Васильевич, отличается ли наш регион от тех регионов, где Вы работали ранее, в чем существенные отличия, где больше нравилось работать и почему?

-  Достаточно провокационный вопрос...(улыбается, прим. редактора)

В Сбербанке выстроена система управления. И принципы управления, которые мы применяем, они унифицированы и стандартны. Работа с персоналом, она тоже во многом стандартизирована. В этом смысле, каких-то больших сюрпризов уже нет, система работает по стандарту. Вопрос руководителя - это формирование команды, которая способна добиваться высоких результатов за счёт синергии.

Очевидно, что на этапе становления в новом коллективе у всех разные ожидания, у коллектива от руководителя, у руководителя от коллектива, это всегда тяжело, идет процесс притирки.  У кого-то получается сработаться, у кого-то нет, это всегда напряженный период.

Но, с течением времени, когда команда выстраивается, собираются люди с похожим мировоззрением, с одинаковым отношением к жизни, к работе, ты начинаешь получать удовольствие.

В этом смысле мне абсолютно комфортно работалось и в Брянске, и в Твери. Когда мне приходилось покидать коллективы в связи с переводом в другой регион, это было очень эмоционально и с большим сожалением.

Команда - это люди, с которыми ты проживаешь большую часть своей жизни.

Главная задача руководителя - сохранить баланс в коллективе между требовательностью и поддержкой: понимание ситуации, в которой находится сотрудник,  непростые жизненные истории, не все гладко в жизни складывается.

Когда коллектив большой, с кем-то приходится расставаться, кто-то развивается, у кого-то следует учиться, иногда приходится признавать, что ты неправ, и это всегда через эмоции. При этом я уверен, что крепкий коллектив получается только через преодоление трудностей. Часто жизнь их сама создает, но иногда можно и сознательно такие трудности придумывать, чтобы достичь результата.

«Стараюсь проводить выходные дни с семьей»

- Как предпочитаете отдыхать?

- Стараюсь проводить выходные дни с семьей, мы стараемся не сидеть дома, а куда-нибудь ездить, что-нибудь смотреть. У Твери в этом плане большой плюс, это регион с большой историей и природным богатством, где много воды и леса. Мы побывали там во многих местах  - Селигер, Рыбинское водохранилище, Волга - всего и не перечислить.

- Что успели посмотреть в Туле?

-  В Туле успел пока посмотреть Кремль, потому как приходится большую часть времени проводить на работе, часто задерживаться. Сейчас я много езжу по районам, был в Новомосковске, Узловой, в Щекино,  Алексине и Донском.

В настоящее время идет глубокое погружение в рабочий процесс, знакомлюсь с территорией, больше стараюсь смотреть бизнес тульский, пока не до достопримечательностей.

Но тульский бизнес - это нечто, это мощь.

Тульская область - регион с большим реализованным потенциалом и с еще большими перспективами.

"Задача банкира понять каждого клиента"

- В чем особенности работы банка с бизнесом и банка с частными клиентами?

- Интересный вопрос, никогда над ним не думал. Бизнес - более подготовленный, в том смысле, что бизнес - это всегда про деньги. Бизнесмены работают для того, чтоб зарабатывать деньги, хорошо считают, думают, ищут возможности, почти всегда знают, что им нужно. Чем крупнее бизнес, тем он профессиональнее.

В малом бизнесе иногда не хватает компетенций, масштаба понимания проблем, широты имеющихся возможностей.

Я иногда задаю вопрос «В чем заключается Ваш бизнес?» и ответы очень отличаются. Кто-то отвечает, что несет радость людям, а кто-то, что печет пироги. Разница в отношении уже на этом этапе видна и даже от этого сильно зависит результат.

Если мы говорим об обслуживании населения, то в большинстве случаев это базовые финансовые потребности. При этом, точечно уровень задач может быть очень разный. Например, если это пенсионер и ему достаточно только получать пенсию, это одно дело, если это молодой человек или динамичный бизнесмен, который обслуживается как частный клиент, это совершенно другой уровень потребности.

Задача банкира - понять каждого клиента, понять его потребности и решить ее так, чтоб клиент был доволен.  В смысле базовой ценности - дать людям сервис, к которому они привыкнут и им будет тяжело, если вдруг этого сервиса не станет -  разницы между бизнесом и частными клиентами для банка нет.

Мы стараемся быть полезными и искренне помогать всем  нашим клиентам, будь то социальная карта или инвестиционный кредит на миллиард рублей, это уже детали.

Какие задачи поставил губернатор?

- Главная задача, которую решает губернатор - это развитие региона. И не просто развитие, а опережающее развитие. Решать этот вопрос можно только комплексно, по многим направлениям. Всестороннее эффективное содействие этому развитию и есть главная задача Сбербанка в Тульской области, поставленная губернатором.

Банк - это сервисная организация, клиентская организация и, поэтому здесь наши цели абсолютно совпадают. Они заключаются в том, чтобы обеспечить эффективное развитие бизнеса с одной стороны за счет предложения быстрых и качественных финансовых решений. С другой стороны, необходимо обеспечить комфорт для жителей региона.

Ведь в конечном счете юридическое лицо - это только фикция, это не существующая в природе физическая сущность.

А жители, это мы с вами, конечные получатели результатов деятельности. В обеспечении высокого качества жизни и заключается смысл существования и бизнеса, и банков.

«Сбербанк видит себя как технологическая компания, которая хочет построить экосистему»

- Новые сервисы от банка?

- Таким продуктам, как банковский депозит или кредит, уже сотни лет, они были, есть и будут. Они закрывают базовые финансовые потребности людей - сберечь деньги, профинансировать текущую потребность, приобрести жилье и так далее.

При этом ставки меняются в соответствии с рынком, т.е. если инфляция растет, деньги, соответственно, начинают дешеветь и банковские ставки растут, поскольку эти вещи связаны. Ни один банк не поставит ставку вне зависимости от экономической ситуации.

Классические банковские продукты остаются неизменными, но форма представления постоянно меняется. Кредит раньше в кассе наличными выдавали, а сейчас вы можете получить кредит в Сбербанке в течение одного дня, не приходя в банк. Вы можете, лежа на пляже, подать заявку через приложение Сбербанк Онлайн. В течение одного дня вам будет одобрен кредит, деньги поступят на карту – и при этом нет необходимости в подписании документов.

Важная часть банковского сервиса – это безналичные расчеты, когда мы в торговой сети расплачиваемся пластиковыми картами.

Доля безналичных операций в торговой сети растет, примерно, на 5-7 п.п. каждый год. Сейчас по Тульской области это цифра порядка 45 %. В течение  2019 года, следуя тренду прошлых лет, эта цифра превысит 50 % .

Наша задача заключается в расширении инфраструктуры обслуживания банковских безналичных расчетов, чтобы в любом месте мы могли пользоваться банковской картой. В общественном транспорте уже сейчас можно оплитить проезд просто приложив карту к валидатору.

Для развития сервиса важно, чтобы и коммерческих перевозчики обеспечивали клиентам такую возможность. Думаю, что эту задачу тоже получится решить.

Очень много потребителей у этой услуги. Технологии сами по себе завоевывают рынок. В этом и заключается мастерство бизнеса, когда ты попробовал качественную услугу и уже не можешь от этого отказаться.

Как вы знаете, Сбербанк в своей стратегии на текущие годы видит себя не просто как классический банк, а как технологическая компания, которая хочет построить экосистему. Что это значит? Все потребности наших клиентов, наших граждан, которые может удовлетворить технологическая компания и которые можно удовлетворить технологически, Сбербанк готов рассматривать как поле своей деятельности. Что это может быть? Телемедицина, например. То есть мы покупаем компанию, которая оказывает такой сервис, вкладываем в нее наши технологии и имеющийся опыт. И из удаленного места, где, может быть, уровень медицинского обслуживания не очень хороший, клиент может позвонить и получить качественную консультацию столичных врачей.

Помимо этого, в нашу экосистему входят онлайн-кинотеатр, мобильная  связь, e-commerce (интернет-магазинs «Беру» и «Бринли»), ведение бухгалтерии, кадровое агентство, страховая компания и многое другое.

Стоит задача задавать высокую планку с использованием ресурса банка и компетенции менеджмента.

 «Человек приходит в этот мир, чтобы быть счастливым и делать счастливыми окружающих его людей»

- Чего хочется достичь в своей жизни?

- Чего хочется? Хочется, чтобы были счастливы окружающие. Если те, с кем я общаюсь и на кого могу повлиять - родные, друзья, коллеги, партнеры,  - станут ближе к своим мечтам, я буду доволен.

Если мы друг друга будем поддерживать, заряжать, мотивировать, станем позитивнее, здоровее, умнее и свободнее, если вокруг меня будут счастливые люди, - я буду счастлив.

Жизненной цели заработать какое-то определенное количество денег у меня точно нет.