В Тульской области Общероссийский народный фронт реализует новый подход к подготовке студенческих работ и прохождению стажировок на основе реальных кейсов работодателей. Фронтовики уверены, что новая технология проекта «Профстажировки 2.0» создаст новые возможности для всех студентов и повысит уровень их трудоустройства.

Сейчас у студентов, зачастую, к вопросу подход формальный. Это видят руководители предприятий и учреждений, куда будущие специалисты приходят на практику, которая в результате оборачивается банальным просиживанием штанов. С другой стороны, есть студенты, что называется, с горящими глазами. Им все интересно, но в своем городе пройти востребованную и полноценную практику порой просто негде. В итоге выпускник высшего учебного заведения защищает дипломную работу по теме, которая, скорее всего, никому не нужна и никогда не найдет реализации, а во-вторых, получается, что за все время обучения он так и не притронулся к реальной работе в своей профессии. Отражается ли это на трудоустройстве будущего специалиста? Очевидно, что да.

Проект «Профстажировки 2.0» уже принимает заявки от студентов. Суть проекта проста – выстраивание коммуникации между работодателями и будущими специалистами – это студенты вузов и учащиеся средних специальных учебных заведений. Для этого на сайте размещены практические задания, или, как сейчас принято говорить, кейсы от крупнейших предприятий, компаний и учреждений страны. Темы самые разные: от энергетики и транспорта до экологии и программирования. Студентам необходимо зарегистрироваться на сайте и подать свою заявку на кейс. Если его решение будет признано успешным, он получает приглашение на практику или стажировку в выбранную им компанию.

«Кейсы – это реальные жизненные ситуации, в решении которых заинтересованы сами компании. Студенты могут выбирать любой из таких кейсов и выполнить свою работу. У нас очень серьезные партнеры: «СИБУР», «Росатом», «РЖД» и многие другие. Участие в этом проекте позволит ребятам реализовать свои возможности, а авторам лучших студенческих работ затем пройти стажировку или устроиться на работу», – убежден сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. Он также уверен, что курсовые и дипломные работы обучающихся, практики и стажировки могут и должны стать основой карьерного лифта для будущего специалиста.

На сайте проекта, где размещено почти 4 тысячи кейсов от более чем тысячи партнеров-работодателей, зарегистрировались уже более 60 тысяч человек. Это не предел – заявки принимаются до 30 ноября. Высокую активность проявляют тульские студенты – количество регистраций перевалило уже за 10 тысяч. Интересно, что из традиционно промышленного тульского региона поступают заявки, касающиеся в основном социальной сферы. Впрочем, студенты четко понимают сегодняшние тенденции и видят новые возможности, которые будут востребованы в перспективе.

Роман Лохматов, студент второго курса Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого выбрал кейс, размещенный одной из средних общеобразовательных школ Кемеровской области. Тема непростая: «Цифровые технологии как средство реализации инновационного подхода на занятиях физической культурой». Однако Роман, твердо решивший посвятить себя будущей профессии признает, что инновационные в процессы в образовании не только необходимы, но и неизбежны.

«Это задание я выбрал, потому что данный вопрос – весьма актуальный для современного общества и деятельности учителя. В числе прочего сейчас я изучаю практическую педагогику. Промежуточная аттестация предполагает выполнение проектного задания. На первом этапе – теоретические аспекты, проблемы применения цифровых технологий в образовательном процессе, опыт их использования в деятельности учителей физической культуры. В результате намерен показать специфику их реализации на уроках физической культуры, условия эффективного применения. Дальше буду работать над презентацией и методическими рекомендациями для учителей физической культуры по использованию цифровых технологий в своей профессиональной деятельности», – рассказывает участник Всероссийского конкурса студенческих работ проекта.

А студент четвертого курса того же университета Николай Коняев после окончания вуза готовится работать в сфере туризма. У региона в этом плане очень хороший потенциал. Для проекта «Профстажировки 2.0» Николай взялся за решение кейса «Организация проживания туристов в отдаленных уголках России». Важно, что эта тема очень близка по смыслу к теме дипломной работы студента.

«Я уверен, что есть иностранцы, которые хотели бы приехать в Россию, чтобы увидеть не только те достопримечательности и памятники, которые традиционно показывают всем туристам, но и побывать в отдаленных уголках страны. Но в провинции пока серьезные трудности с туристической инфраструктурой, поэтому в своей студенческой работе я предложил развивать несколько иной вид туризма: чтобы гости приезжали в глубинку в простую российскую семью, несколько дней жили в обычном доме, если надо, носили бы воду, рубили дрова, помогали по хозяйству. Иными словами, хочется продвигать и реализовывать уже имеющиеся возможности. Уверен, и наши люди согласились бы заработать, и туристы бы поехали, они же там привыкли к дорогим отелям, а иногда хочется чего-то необычного», – считает Николай.

Историей участника конкурса, студента факультета физической культуры Тульского государственного педагогического университета, Дмитрия Фирскова, заинтересовался федеральный канал и снял сюжет. Дмитрий – инструктор «Гонки героев», четвертый год преподает физическую подготовку в школе. В каждое занятие он вносит какой-то креатив. Считает, что преподаватели, предпочитающие однотипные занятия, остаются в прошлом.

«Я предлагаю ввести такое правило, как музыкальное сопровождение на уроке физической культуры. Не часто встретишь педагога, который готов принести на урок акустическую колонку и провести тот же комплекс общеразвивающих упражнений под музыку. Вроде ничего особенного, но ребенок с большим удовольствием приходит на занятия, а это очень важно с точки зрения педагогики», – рассказывает Дмитрий.

Сейчас Дмитрий решает кейс Дома творчества Сланцевского района Ленинградской области «Организация отдыха детей в летнем оздоровительном лагере». У него уже есть наработки для решения: он считает, что к каждому мероприятию нужен индивидуальный подход, ведь концепция зависит от контингента детей, особенностей местности и возможностей финансирования.

Участник конкурса готов предложить ряд оригинальных мероприятий, которые можно реализовать практически в любых условиях: детская гонка героев, тропа выживания, однодневный поход с палаткой и ночевкой, турниры по спортивным играм (футбол, баскетбол, волейбол, пионербол и т. д.). Разработать план мероприятий ему поможет опыт участия в «Гонке героев» – экстремальном забеге с препятствиями по пересеченной местности. А в целом большой опыт организации активного отдыха для людей разных возрастов и категорий поможет – реализовать свой потенциал в проекте «Профстажировки 2.0».

Кроме того, в прошлом Дмитрий профессиональный спортсмен. Помимо ряда спортивных побед, он был участником и организатором многих масштабных молодежных мероприятий. Среди них форум «Территория смыслов», юбилейный XXV Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна», чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «АБИЛИМПИКС». 

Организаторы проекта отмечают, что пилотное тестирование платформы профстажировки.рф прошло успешно, и со следующего года ожидают еще более активное подключение компаний малого и среднего бизнеса. «Ведь благодаря проекту даже небольшая региональная компания сможет конкурировать с крупными холдингами за молодых талантов «интересностью кейса», – убежден руководитель проекта «Профстажировки 2.0», член Общественной палаты России Илья Семин. – При этом работая над решением кейса, студент фактически нарабатывает свой первый опыт для резюме, а значит по окончании учебы он будет увереннее себя чувствовать на рынке труда».