На территории Тульской области работают 25 передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД. Как показала практика, работа передвижных камер имеет положительный эффект, снижая аварийность и пополняя бюджет области штрафами от автомобилистов. Но даже спустя 3 года с появления камер на дорогах, у водителей остаются масса вопросов. Автолюбители, вроде смирившиеся с «треногами», все еще не понимают, кто, зачем и законно ли расставляет их на дорогах. Раскрываем все факты о передвижных камерах в Тульской области и об их владельцах.

История появления «треног» на дорогах региона началась еще в 2015-м году. Тогда на безвозмездной основе в государственную собственность Тульской области было передано 22 передвижных комплекса. До этого камеры находились в федеральной собственности, а право оперативного управления ими было закреплено за УМВД России по Тульской области.

В 2015-2016-м гг право на оперативное управление передвижными комплексами было передано ГУ ТО «Тулаупрадор».

Но 22-х камер оказалось не достаточно. В 2016-м году «Тулаупрадор» приобретает еще 3 новых передвижных комплекса. Покупка обошлась в 2 млн 991 тысячу рублей, то есть почти по миллиону за каждую камеру. Стоили ли эти камеры своих денег?

Сегодняшние «треноги» умеют фиксировать только превышение скорости автомобилистами. То есть за один миллион рублей функционал камеры не очень уж богат. Но, забегая вперед, расскажем, что в планах у регионального Минтранса закупить новые 22 камеры. А они уже будут не только на скорость реагировать, но и на движение по «встречке», по обочине, будут распознавать номерные знаки аж четырех государств, определять классификацию категорий авто, лучше «видеть» по ночам. Так если камеры с одной функцией стоили по миллиону, во сколько же области обойдутся новые камеры, которые умеют столько всего?

По данным портала Госзакупок, ГУ ТО «Тулаупрадор» уже разместило закупку этих самых камер в количестве 22-х штук. Начальная цена контракта составляет 43 млн 120 тысяч рублей. То есть одна камера обойдется бюджету области в 1 млн 960 тысяч рублей. Существенная разница с предыдущей ценой, но ведь и функционал у новых камер шире.

Кроме того, от 20 ноября «Тулаупрадор» разместил еще один аукцион для поиска оператора по оказанию услуг по обеспечению функционирования и хранения передвижных камер. Начальная цена этого контракта составила еще 28 499 860 рублей.

Контракты с выбранным посредством электронного аукциона оператором «Тулаупрадор» заключает на периодической основе. В рамках контрактов, передвижные комплексы передаются исполнителю для оказания услуг. При этом все затраты, связанные с их обслуживанием и содержанием, осуществляется исполнителем своими силами и за свой счет.

Однако, известно, что в новом проекте бюджета региона на 2020-2022-й года на обеспечение работы системы управления и контроля дорожного движения на территории Тульской области, содержание и обслуживание камер, как стационарных, так и передвижных, предусмотрено 638 641,8 тыс. рублей.

Сегодня на дорогах региона работают 25 передвижных камер.

Плюс в рамках государственного контракта между ГУ ТО «Тулаупрадор» и ООО «Стил-Сервис» дополнительно функционируют 8 передвижных комплексов. Они будут выставляться до 25 декабря текущего года, пока не закончится действующий контракт.

Госконтракт с «Тулаупрадором» общество заключило в ноябре прошлого года. Предметом заключения контракта было «Оказание услуг по обеспечению функционирования и хранения передвижных фоторадарных комплексов фиксации нарушений ПДД». Начальная цена контракта составляла 13 млн 568 тысяч 615 рублей. Цена договора составила 9 млн 429 тысяч 960 рублей. Примечательно, что эта закупка была единственной, в которой общество участвовало за все время с момента регистрации.

Также госконтракт на обеспечение функционирования и хранения «треног» заключен с тульским охранным предприятием ООО ЧОО «Стрелец». Срок действия контракта — 24 декабря текущего года. Контракт был заключен 6 мая текущего года. Начальная цена договора составляла 43 млн 514 тысяч 940 рублей, итоговая — 25 млн 040 тысяч 555 рублей. Примечательно, что данное охранное предприятие работает с «треногами» на тульских дорогах уже не первый год. В 2017-м году был заключен такой же госконтракт на обеспечение функционирования и хранения камер. Начальная цена контракта составляла 20 млн рублей, цена договора — чуть более 17 млн рублей.

При этом, по данным регионального Минтранса, оказание услуг по государственным контрактам измеряется в эквиваленте рубль/час, который в свою очередь рассчитывается исходя из конечной суммы заключенного государственного контракта. То есть свою заработную плату те самые операторы, которые охраняют «треноги» на дорогах, сидя по близости в машине, получают не за количество штрафов, выписанных этой камерой, а за количество отработанных часов.

Кстати, штрафы за нарушение ПДД водителям выписывают не операторы камер, а ГИБДД. После того, как штраф зафиксирован, данные поступают сначала в «Тулаупрадор», а затем по защищенному каналу связи — в ГИБДД. Это фотография и все сведения о месте правонарушения, скорости и координатах. При этом данные могут быть считаны лишь один раз, а значит момент подлога исключен.

Теперь о местах установки «треног». Места размещения камер утверждает опять же только ГИБДД. Оператор лишь перемещает их в указанное место. Как правило, это участки, на которых зафиксировано наибольшее число ДТП. Кстати, с начала работы камер на дорогах Тульской области, аварийность снизилась аж на 23%.

Примечательно, что предупреждающие о камерах знаки, как на фото выше, есть только в Тульской области. По закону никаких предупреждений для водителей о том, что впереди фиксация нарушений ПДД, не предусмотрено. При этом другие регионы ЦФО не приветствуют такой опыт Тульской области. Так, начальник УГИБДД по Орловской области Александр Коршунов на пресс-конференции с журналистами в октябре этого года высказался против опыта тульского региона в части установки дополнительных дорожных знаков за 50 метров до передвижной камеры фотофиксации. 

"Я бы и антирадар отменил. Говорю как есть. А то слишком много послаблений. И 50% скидки по штрафам, и нечитаемые номера. Нужно соблюдать правила дорожного движения. И вообще, от того что делает Тула, я не в восторге", - заявил Коршунов. 

Напомним, в регионе работают и стационарные камеры с 2014-го года. Их в области сегодня 90 штук. Но, примечательно, что новые передвижные камеры, которые планирует закупить Минтранс, будут иметь универсальную систему крепления. То есть из передвижных они легко могут стать стационарными.

Все места размещения камер, как стационарных, так и передвижных, можно посмотреть на сайте ГИБДД или на официальном портале ГУ ТО «Тулаупрадор».