Минтранс предлагает запретить междугороднее движение автобусов в ночное время. Это объясняется заботой о безопасности и жизни граждан — по данным чиновников, большинство аварий происходит именно ночью. Однако нововведение может привести к серьезному ослаблению, если не полной ликвидации дальних автобусных перевозок, считают в Российском союзе туриндустрии.

Согласно проекту постановления правительства о внесении изменений в Правила перевозок пассажиров, регулярные перевозки должны будут осуществляться с шести утра до полуночи. По словам начальника управления Госавтодорнадзора Сергея Гусарова, ночь — самое опасное время с точки зрения аварийности, так как именно ночью чаще всего засыпают водители,  сказывается плохая видимость.

Помимо этого, чиновники Минтранса настаивают на том, чтобы билеты на междугородние автобусы приобретались исключительно в кассах, подключенных к единой автоматизированной системе, со сбором персональных данных обо всех пассажирах.

Предложения Минтранса уже вызвали волну критики у автобусных компаний. Автобусники не понимают, каким образом будут осуществляться новые требования. К примеру, куда деваться ночью водителю и пассажирам, если расстояние между двумя населенными пунктами невозможно проехать менее чем за 18 часов. Или как быть, если автобус, который должен был прибыть в пункт назначения в 23.30, попадет в часовую пробку. По данным ассоциации «Межрегионавтотранс», на междугородних маршрутах России работают 150 тыс. автобусов, и 70% рейсов приходятся на ночное время.

Нововведения ударят также по потребителям и по туристам, которые предпочитают отдыхать самостоятельно. По данным пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, ночные автобусы из Москвы в города России и стран СНГ пользуются высоким спросом из-за дороговизны железнодорожных билетов. «К примеру, из Москвы в Ростов-на-Дону или в Воронеж ежедневно следуют более десятка таких автобусов», — говорит Тюрина. Аналогичная ситуация с такими направлениями, как Липецк, Волгоград, Тамбов, Саратов, Нижний Новгород, Рига и другие города. А кроме того, уточняет Тюрина, на многих маршрутах, не имеющих железнодорожной альтернативы, ночной автобусный переезд является единственным способом уложить поездку в одни сутки.

РСТ особенно волнует, что запрет ночных перевозок уничтожит популярную в последние годы услугу — автобус к морю. Это касается автобусов в Анапу, Геленджик, Кисловодск, а также на другие черноморские и северокавказские курорты, которые регулярно отправляются из Москвы, Твери, Тулы, Самары, Орла, Воронежа. Стоимость автобусной поездки на таких маршрутах в полтора-два раза ниже, чем цена железнодорожного билета. Кроме того, в пик турсезона билеты на автобус в южном направлении купить гораздо проще, чем на поезд, а сам переезд занимает меньше времени. В пути автобусы находятся 24–26 часов.

Если предложения Минтранса вступят в силу, это удлинит путь автобусов минимум на шесть, а то и на все восемь-десять часов, так как днем трассы загружены и движение затруднено. В таких условиях возрастет стоимость эксплуатации автобусов, перевозки станут нерентабельными, и многие рейсы придется закрывать, утверждает директор «Межрегионавтотранса» Денис Линев. «Дальние автобусные перевозки в России фактически вымрут, под вопросом окажутся и многие туристические маршруты», — соглашается Ирина Тюрина. Она обращает внимание на то, что конечным результатом инициативы Минтранса станет монополизация «Российскими железными дорогами» многих направлений и последующее за этим повышение цен на билеты.

Что же касается турбизнеса, то его инициатива Минтранса затронет в меньшей степени. Компании, специализирующиеся на автобусных турах, от ночных переездов в большинстве случаев отказались. 

Кстати, аналогичный запрет, введенный на Украине в августе 2004 года, действовал всего лишь три месяца. Он также был установлен с целью повысить безопасность на дорогах после нескольких крупных аварий, произошедших в ночное время. Автобусам на междугородних и международных маршрутах было запрещено ездить с 22.00 до 6.00. Однако очень скоро автоперевозчики заявили о критическом падении доходов, а, кроме того, на дорогах появилось большое число частных перевозчиков, которые осуществляли ночные перевозки, но работали при этом без лицензии. В связи с этим запрет был снят, сообщает «Эксперт».