Количество вакансий в Тульской области в 2,5 раза больше, чем безработных

icon 14/12/2017
icon 00:33

Как сообщает Росстат, совокупная заявка работодателей Тульской области на наличие у них свободных вакансий составляет 20-24 тысячи рабочих мест ежемесячно. Это – четвертая позиция в ЦФО из 18-ти после столицы, Подмосковья и Калуги. На днях Туластат «раскрыл» те же данные в разрезе районов и городов, пишет «Тульский Бизнес журнал». Почти везде – острая нехватка кадров!

Исключение составляют лишь несколько отдаленных районов. В частности, по состоянию на начало ноября 2017 года, в Арсеньевском районе на 37 вакансий приходилось 72 безработных жителя. А в Белевском районе на 83 заявки – 106 претендентов.

В большинстве остальных территорий региона картина – прямо противоположная. В городе Донском, к примеру, зарегистрировано 140 безработных, и – 414 незанятых рабочих мест. В городе Ефремов: на 244 «лишних людей» приходится 492 предложения от работодателей. В Новомосковске и того больше: 379 человек ищут работу, а предприятия никак не могут заполнить 1 343 вакансии.

Самое удивительное «кадровое соотношение» – в Туле и Щекинском районе. В городе-герое на 1 064 жителей, официально получающих пособие по безработице, приходится 4 388 незаполненных вакансий на предприятиях и в организациях. Преимущество вторых над первыми – в четыре раза! В Щекино картина и вовсе фантастическая: на 222 безработных - 4 910 незанятых рабочих мест, упомянутое преимущество – в 22 раза!!!

Наш комментарий.

Итак, формально, в регионе – острая нехватка кадров. Во многом это действительно так. Но есть ряд дополнительных нюансов, которые позволяют увидеть картину более объективно.

Указанные выше данные опираются на показатели по безработице служб занятости, куда люди обращаются за помощью в поисках работы. Однако, как показывают многочисленные опросы, в России (и в Тульской области тоже) лишь каждый шестой реально безработный идет в эти службы. Остальные ищут работу сами. Через объявления в СМИ, интернет, через знакомых, друзей и через личные «обзвоны» и «походы» по предприятиям.

Конечная цифра для нашей области такова. Упомянутые 20-24 тысяч свободных вакансий и – около 20-25 тысяч реальных безработных (включая около 700 человек, которые официально имеют этот статус и получают пособие).

Казалось бы, тоже неплохо. Равное соотношение. В других регионах России ситуация много хуже. На Северном Кавказе, например, вакансий в пять-шесть раз меньше, чем претендентов на них. И реальный уровень безработицы – не 3,8%, как у нас, а – 20-25%.

Но в Тульской области имеется такой ярко выраженный фактор, как «структурная безработица». Работодателям ежемесячно нужно 15-18 тысяч рабочих (станочники, строители, сварщики, электрики, трактористы, слесари), 2-3 тысяч медиков и 3-5 тысяч ИТР (инженеры, управленцы). А работу ищут 12 тысяч «менеджеров по продажам», а также 5-8 тысяч вчерашних школьников и студентов, несостоявшихся педагогов, экономистов, финансистов, бухгалтеров и – самых «тяжелых» в этом списке людей, у кого вообще нет профессий. Либо ничему не научились, либо получили дипломы по профессиям, которыми не владеют или не хотят работать.

Не «стыкуются» эти категории.

Области не хватает 5 тысяч медсестер. А в наличие – сотня предложений. Нужно пара сотен дворников, слесарей-коммунальщиков. И – ноль желающих. Запрос на 150 животноводов и тот же ноль ищущих эту работу. Две сотни специалистов по пошиву одежды-обуви и абсолютный «минус» в наличии. Список можно продолжать.

Конечно, многое делается. Есть соглашение, вузы, колледжи готовят ребят и девчат востребованным на предприятиях профессиям. В том числе – по направлениям и договорам. Переучивают тех, кто во второй половине жизни оказался без востребованной профессии. Ну, не нужны экономике сегодня «диспетчеры», секретарши, политологи…

Найти работу – при настырности – можно. У многих получается. Но есть те, кто «временно», который год подряд, подрабатывает таксистом, грузчиком, охранником, уборщицей. Нередко – с красивым дипломом непонятного профиля в кармане. Такова специфика.